Иван Старчак.

Главный герой ВОВ 1941-45 годов, о котором в России почти никто не знает. Как и об его подвиге.

Согласно плану «Тайфун» немецкое командование создало перевес сил на трёх направлениях ударов и предприняло наступление против оборонявшихся войск Красной Армии Западного, Резервного и Брянского фронтов. На Рославль-Юхновском направлении ударная группировка состояла из 10 пехотных, 5 танковых и 2 моторизованных дивизий, которые нанесли удар на 60-километровом участке фронта, вдоль шоссейной дороги Рославль-Юхнов и южнее по частям 53-й стрелковой дивизии 43-й армии и 217-й стрелковой дивизии 50-й армии. В двухдневных боях советская оборона на реке Десне была прорвана.

Удар был неожиданным. 4 октября 1941 года немцы вышли к городу Юхнов. От Юхнова до самой Москвы на двухсоткилометровом участке дороги не оказалось советских войск: ни одной части, ни одного подразделения. Снять силы с главных направлений наступления противника из-под Брянска и Вязьмы было невозможно. Член военного совета Московского военного округа К.Ф. Темчин в мемуарах писал, что 5 октября 1941 г. «Варшавка пуста, войск на ней нет. Малоярославецкий укрепленный район (УР) еще не достроен, живой силы, вооружения, и техники там нет. В Московском военном округе (МВО) нет резервов! Для достижения Москвы немцам требовалось 2 суточных перехода. Это грозило катастрофой. Когда об этом доложили маршалу Б. Шапошникову, он был поражен «это невероятно» - вырвалось у него. Пожалуй, за все время Московской битвы такого тяжелого положения не складывалось ни на одном участке обороны. У противника были все основания дойти до Москвы по Варшавскому шоссе от Юхнова до Москвы, не встречая сопротивления наших войск. Однако на этом направлении фашисты не смогли прорваться к Москве.

Оборону организовал по собственной инициативе, без приказа сверху майор Иван Старчак. Профессионал войны. Лучший десантник СССР. Первым в Союзе совершивший 1.000 прыжков с парашютом. Он командовал к началу данных событий парашютно-десантным подразделением численностью 430 человек. Которое базировалось на аэродроме под Юхновым. Данное подразделение оказалось фактически брошенным. Самолеты улетели, чтобы их не захватили фашисты, не предупредив десантников. Шум взлетающих самолетов и разбудил Старчака утром 04.10.1941 года. Старчак отправил старшего лейтенанта Кабачевского узнать в чем дело. Тот обнаружил пустой аэродром, ни одного служащего, ни тем более командира не осталось. Все улетели. Старчак знал со слов летчиков, часто летавших в Москву, что от Юхнова до столицы наших войск нет, от слова совсем. Поэтому Старчак, посоветовавшись со старшим политруком Щербиной и старшим лейтенантом Кабачевским, решил не отводить парашютистов на восток, а дать бой. 430 бойцов без танков и артиллерии против передового отряда фашистов в 20.000 человек и в 200 танков, вошедших в Юхнов ?! Опытный диверсант Старчак организовал оборону сверхпрофессионально. Оборону было решено держать на восточном берегу реки Угры. Заминировать все подходы к реке, заминировать мост. Заминировать дорогу в самом Юхнове. Заминировать все подходы к отряду десантников. Особенно с флангов. Выставить заслоны с лучшими диверсантами-десантниками. Вырыть окопы полного профиля. Подготовить запасные окопы в тылу, в нескольких километрах восточнее, на берегу реки Изверь. Оборона была организованна так грамотно, что фашисты думали, что им противостоят большие силы советских войск.


5 октября 1941 г. около 11 часов, днем, начинаются бои. Фашисты, превосходящие в сотни раз отряд майора Старчака, хотели с ходу преодолеть мост и захватить левый берег реки. Однако десантники не допустили форсирования моста с ходу. Мост был взорван. Завязался бой, в результате которого противник вынужден был остановиться. Враг не ожидал встретить на Угре яростное сопротивление и отступил. Неоднократные повторные попытки гитлеровцев овладеть восточным берегом Угры, сопровождавшиеся уже под прикрытием артиллерии и минометов, в этот день успеха не имели.

Силы, оборонявших Угру, были слишком не равными силам противника. Десантники несли большие потери. Ценой своих жизней, они задержали продвижение противника на Угре на целые сутки. Но сутки задержки противника в те роковые дни были бесценными.

6 октября. Идет ожесточенный бой около р. Угры, напротив д. Колыхманово. Фашисты применяют артиллерию и авиацию, а также переправляют свои подразделения через Угру справа и слева от опорного пункта десантников. Возникает угроза обхода и окружения отряда И.Г. Старчака. Тогда Иван Георгиевич отводит основные силы своего отряда на запасной рубеж, заранее подготовленный у д. Стрекалово. На Угре остается заслон из 35 десантников с лейтенантом Наумовым во главе.

7 октября. Бои идут уже на рубежах деревень Стрекалово и Крюково. Десантники медленно отходят по шоссе в сторону Москвы. К вечеру на помощь отряду Старчака прибывает рота подольских курсантов.

8 октября. Отряд Старчака, и курсанты ведут бои в районе д. Крюково - р. Изверь. Сюда также, прибыла батарея артиллерийского училища капитана Россикова. Но артиллеристы очень быстро расстреляли свой боезапас (снарядов оказалось очень мало), поэтому И.Г. Старчак отправляет пушки в тыл, а курсанты-артиллеристы продолжают сражаться как пехотинцы.

9 октября на рубеже р. Изверь десантников сменила танковая бригада полковника И.И. Троицкого. Таким образом, за 5 дней фашисты смогли продвинуться по «Варшавке» всего лишь на 20 километров, несмотря на многократное превосходство в живой силе и технике. Майор Старчак, имея сравнительно невысокое воинское звание, сумел принять стратегически важное решение - остановить превосходящие силы противника на дальних подступах к Москве и удерживать его до подхода наших войск. Он сумел выиграть время, которое в той обстановке было крайне необходимо для того, чтобы подтянуть свежие резервы в район Варшавского шоссе.

Эта задержка противника позволила подольским курсантам занять Малоярославецкий УР, известный теперь как «Ильинские рубежи». Если бы не И.Г. Старчак со своим отрядом, то курсанты просто не успевали занять рубеж на р. Выпрейке. Отряд десантников задержал фашистов в самое тяжелое время Московской битвы, когда наши фронты были прорваны и целые воинские части отступали на восток.

Трудно переоценить подвиг майора Старчака. По воспоминаниям начальника штаба 4-й танковой группы генерала Вальтера де Балье, потерянная немцами неделя при «марше» от Юхнова до Малоярославца оказалась роковой - именно «в эту неделю и была проиграна Московская битва».

А Старчака за его подвиг вначале чуть не расстреляли. За большие потери. Ведь от его отряда в 430 человек в живых осталось всего 29. Погибла и почти вся, приданная ему рота курсантов. Но потом разобрались, расстрел отменили. Наградили орденом Ленина. А вот звание Героя Советского Союза Старчак не получил. Хоть и был на него представлен. Все послевоенные годы в СССР замалчивали и сам подвиг Старчака. Почему ? А потому что его подвиг - это следствие провала советского командования. Признать подвиг Старчака, значило признать данный провал и то, что Москву спас один командир, который действовал даже без приказа, без мудрого решения коммунистической партии, а по собственной воле. Что было недопустимо для советского руководства.

А Старчак потом и дальше воевал. И снова геройски. Но в одном из десантов во вражеский тыл в феврале 1942 года он был ранен в ногу, в следствие чего не мог передвигаться самостоятельно и обморозил ноги. В итоге ампутация пальцев на ногах и пяточных костей. Но Старчак отказывается от демобилизации. Заново учится ходить. Старчак добился, чтобы ему разрешили полёты, и снова возглавил парашютно-десантную службу штаба ВВС Западного фронта. Кроме того, несмотря на запрет, продолжил прыжки. С 30 октября 1943 года подполковник И. Г. Старчак — начальник парашютно-десантной службы авиабригады погранвойск. Победу Старчак встретил в звании полковника.

Тем, кто хочет узнать подробнее о подвиге Старчака, советую прочитать его мемуары, повесть "С неба - в бой".




2 октября 1941 года немецкие войска нанесли страшный удар по частям Западного и Резервного фронтов. 4 октября фашисты захватили Спас-Деменск и Киров, 5 октября - Юхнов. 

Противника больше нет? 
Тылы были разгромлены, связь нарушена. Началась паника. Ставка узнала о наступлении гитлеровцев из донесений летчиков, которых тут же арестовали за паникерство, и из истеричных криков городских телефонисток, увидевших на улицах родных городков вражеские танки. Путь на Москву был открыт. 
Немецкий генерал-полковник Франц Гальдер сообщал командованию: «Сражение, развернувшееся на фронте группы армий «Центр», принимает все более классический характер. Перед правым флангом танковой группы Эриха Гепнера, за которым следует подвижной корпус из резерва, до сих пор не участвовавший в боях, противника больше нет». 
За трое суток танковые колонны немцев прошли 180 километров. Редкие заслоны красноармейцев разгонялись пулеметным огнем, гитлеровцы даже не слезали с мотоциклов. Еще пара дней, и вот они - окраины Москвы. 
Но здесь, за Юхновом, на реке Угре опьяневших от безнаказанности захватчиков встретили винтовочные залпы и пулеметные очереди. 
В бой без приказа 
В вооруженных силах любой страны есть лихие ребята, которым поручают самые рискованные задания. В Красной Армии это был Иван Старчак. Талантливый командир, великолепный разведчик и диверсант, спортсмен-парашютист. Он первым в стране выполнил тысячу прыжков с самолета. Именно тот самый, юбилейный, тысячный прыжок Старчак совершил 21 июня 1941 года. И, как часто бывает, цифра подвела: при приземлении парашютист повредил ногу. 
Но уже 29 июня Старчак — на фронте. Забросы в тыл врага. Опасные операции - взрывы мостов и складов, минирование дорог, уничтожение вражеских аэродромов, налаживание связи с окруженными частями. Да много чего еще было на счету бесстрашного офицера. 
В конце августа Старчака назначают командиром авиадесантного батальона, который, по сути, был школой-базой подготовки советских диверсантов. 
Батальон находился под Юхновом. Состав части постоянно менялся, так как курсантов после краткосрочного обучения забрасывали в немецкий тыл. 
Ранним утром 4 октября к Юхнову прорвалась группа немецких мотоциклистов. Незадолго до этого наши самолеты ТБ-3 сбросили над районом группу диверсантов, которой командовал Иван Старчак. Десант легко справился с мотоциклистами. Однако никакой связи с командованием у наших бойцов не было. Старчак приказал своему батальону перекрыть Варшавское шоссе. 
Из воспоминаний Ивана Старчака: 
«Я показал товарищам сорванную по моему приказу табличку с придорожного столба. На табличке была цифра 205. 
- Именно столько километров до Москвы, - сказал я. - Фашисты рассчитывают добраться туда на танках и автомашинах за несколько часов. Но мы нарушим вражеские планы! 
Когда я сказал, что будем обороняться на Угре до последнего, бойцы заверили: 
— Не уйдем!» 
В мемуарах соратники называют Старчака то капитаном, то майором. А все объясняется просто: он получил звание майора как раз в первых числах октября, но знаки различия еще не сменил. Так и ходил с одной капитанской шпалой. 
Драгоценные сутки 
Их было всего 430 - бойцов, вооруженных лишь стрелковым оружием и гранатами. Ни минометов, ни артиллерии. И эта горстка смельчаков встала перед мощной лавиной германского наступления. 
Отряд отошел за несколько километров от Юхнова, окопался на крутом восточном берегу Угры. Заминировали мост, все опасные подходы, подготовили завалы. Утром 5 октября произошел первый бой: диверсанты Старчака встретили немецких мотоциклистов пулеметным огнем. За мотоциклистами шли танки, но и их удалось остановить. Серия взрывов на дороге и вылазка комсомольцев, забросавших гитлеровцев гранатами, нанесли урон неприятелю. Мост не подрывали, еще надеялись, что он пригодится. У немцев в те дни была наглая тактика: небольшие мобильные группы на мотоциклах просачивались к нам в тыл и сеяли панику, деморализуя советские части. Но тут наши парашютисты быстро ликвидировали несколько групп фашистов. 
Это была настоящая победа! Сказать, что отряд майора Старчака нанес немцам поражение или ощутимые потери, нельзя. Но гитлеровское командование замешкалось. Их командиры просто не могли предположить, что горстка советских бойцов осмелится выступить против целой танковой армии. Даже то, что артиллерия с нашей стороны не стреляла, насторожило врагов: а что если русские скрывают свои огневые точки, заманивают танки? Немецкие генералы посчитали, что перед ними - крупные силы, стали осторожничать, подтягивать в район дополнительные войска, тяжелую артиллерию. 
Шестого числа последовали новые атаки, артобстрелы, авианалеты. Немцы пытались форсировать реку и выше, и ниже по течению, но батальон отбил все атаки ценой большой крови, уменьшившись вдвое. В самый критический момент под вражеским огнем взорвали мост. Продержались еще один день. 
Пока сражался батальон Старчака, из курсантов двух подольских училищ сформировали два полка для обороны Варшавского шоссе. За эти сутки Сталин, Генштаб, генералы и войска пришли в себя, преодолели панику и приняли меры по защите столицы. Случилась поистине драгоценная заминка в немецком наступлении, которая спасла Москву. 
Бои продолжаются 
В ночь на 7 октября Старчак принял решение отходить на рубеж реки Изверь — 20 километров на восток. Выставил заградительные отряды, которые сдерживали немецкое наступление. А началось оно с часовой артподготовки — фашистские снаряды перепахали весь восточный берег Угры. На новом рубеже подошло долгожданное подкрепление — рота подольских курсантов и батарея 76-миллиметровых пушек. Сразу же перешли в контратаку и даже захватили легкий немецкий танк Т-1. Гнали фашистов километров десять, но увлеклись, попали в засаду, потеряли трофейный танк. Продержались еще одни сутки. 
8 октября — беспрерывный бой. Фашисты упорно форсировали реку, десантники контратаками скидывали их в воду. У артиллеристов закончились снаряды, людей пришлось отправить в тыл за боеприпасами. 
Только к 15 часам 9 октября десантников сменила 17-я танковая бригада. В строю осталось 29 человек! Позже в отряд пришли еще около 30 бойцов из числа тех, кого считали погибшими или пропавшими без вести. Всех «старчаковцев» впоследствии наградили орденами Красного Знамени. 
Снова Юхнов 
Уцелевших десантников отправили в лагерь восточнее Москвы. Формирование нового батальона, новые задания, уже профессионального толка — десантно-диверсионного. А в конце декабря 1941 года майор Старчак получил приказ произвести десантирование всего батальона под Юхновом. Планировалось захватить аэродром в районе села Большое Фатьяново. Затем туда на самолетах доставят пехотный полк (1300 человек). Все вместе они перережут шоссе Юхнов — Медынь и полностью парализуют немецкие тылы. Это была первая крупная десантная операция наших войск во время войны. 
В ночь на 4 января 1942 года десант был сброшен на немецкий аэродром. Не дожидаясь полного сбора парашютистов, Старчак повел своих бойцов в атаку. Однако подавить сопротивление противника ему удалось только к вечеру. Расчистив летное поле от снега, парашютисты готовились принять подкрепление. Но утром 5 января резко ухудшилась погода, поднялась метель, ни о каких вылетах не могло быть и речи. Батальону Старчака приказали перейти к самостоятельным диверсионным действиям в полосе наступления 43-й армии. 
И пошла десантура гулять по вражеским тылам! Громили немецкие штабы, истребляли колонны и обозы. Ночью 8 января десантники ворвались на железнодорожную станцию Мятлево, где уничтожили два эшелона с 28 танками и другой военной техникой. Пленных не брали. 18 дней и ночей наши бойцы не давали немцам передышки, практически контролируя дороги южнее Медыни. Лишь 19 января остатки батальона (всего 87 обмороженных и израненных бойцов) соединились возле села Никольского с частями 43-й армии. Старчака сразу отправили в госпиталь - у него были сильно обморожены ноги. 
Первые - против танков 
Бравый майор прошел всю войну, дослужился до полковника, участвовал во многих рискованных операциях, расписался на стенах рейхстага. Но звания Героя Советского Союза так и не получил. После войны командовал полком и особыми подразделениями диверсантов. В 1952 году во время автомобильной аварии сильно пострадали и без того израненные и обмороженные ноги. Пришлось уйти в отставку. Но парашютный спорт Старчак не бросил. Прыгал и обучал спортсменов до старости. 
Про многих солдат и офицеров Великой Отечественной можно сказать, что они отстояли Москву в октябре 1941 года. Это конечно же генералы Жуков, Конев, Говоров, Болдин. Будущего предателя Власова газеты того времени вообще окрестили «спасителем столицы». Старики и интеллигенты-очкарики из ополчения, батальоны штрафников, бойцы из казахстанских и дальневосточных дивизий Панфилова, Наумова, Полосухина, танкисты Катукова, конники Белова и Доватора, пограничники Пияшева, энкавэдэшные полки, железнодорожники и многие другие. Все они спасали Москву. Но первыми встали против немецких танков десантники майора Ивана Старчака.

«Никто, кроме нас»: как отряд Старчака задержал немцев на подходе к Москве в 1941 году
Это было в самые страшные дни октября 1941 года. На Москву по Варшавскому шоссе двигалась 200-тысячная немецкая армада. В тот момент на ее пути оказался лишь отряд Ивана Старчака - 430 человек. Как майору и его бойцам удалось невозможное? Смотрите в цикле «Легенды армии» на телеканале «Звезда».
Операцию «Тайфун» Гитлер называл «последним решающим сражением войны». Она предполагала разгром основных сил Красной Армии на подступах к Москве. В первые дни октября 1941-го немецкие клинья 3-й и 4-й танковых групп прорвали оборону Резервного и Западного фронтов. К 7 октября завершилось окружение 37 советских дивизий западнее Вязьмы. Потери Красной Армии составили почти миллион человек. Путь на Москву был для немцев открыт.
По Варшавскому шоссе в сторону столицы двинулась колонна 57-го моторизованного армейского корпуса, которая включала две танковых и одну моторизованную дивизии - танки, бронемашины, пехота, артиллерия. Всего - около 200 тысяч человек.
«С некоторым огрублением можно говорить, что 57-й танковый корпус - это могильщик кадровой Красной Армии, лета 41-го года. Почему так можно говорить: потому что подразделения этого корпуса участвовали в Вяземском котле, в Минском котле, и они же сыграли свою роль на северо-западном фронте в окружении частей 11-й и 34-й и 27-й армий», - говорит Вадим Антонов, начальник архивного отдела Музея отечественной военной истории (д. Падиково).
Колонна растянулась на 25 километров. 5 октября начальник ВВС Московского военного округа доложил об этом в свой штаб. В столице все еще не верили, что произошла катастрофа. И командующего обвинили в паникерстве. Единственной силой, которая оказалась на пути 200-тысячной армады, был маленький отряд Старчака.
«Четыре сотни человек в мерках войны - это мало. Это немного - 400 человек. Это так, капля в море. Но если это подготовленные люди, то один мог стоить десятка, а то и больше», - уверен методист Государственного музея обороны Москвы Кирилл Дряннов.
До Москвы немцам оставалось каких-нибудь 200 километров или несколько часов пути. Старчак понимал, что, скорее всего, этот бой для всего отряда станет последним. Но это его не пугало. Он сорвал с километрового столба лист жести и приказал своему отряду построиться на поляне. Подняв над головой дорожный указатель с цифрой «203», Старчак произнес: «Это расстояние до Москвы. Танковая колонна пройдет такой путь часов за шесть. Если не мы, то кто остановит ее?» Эти слова теперь знает каждый десантник и произносит как девиз рода войск - «Никто, кроме нас!»
На подготовку обороны у Старчака было не больше суток. Опустевший Юхнов для этого не подходил, ведь город нетрудно и обойти. И тогда решение подсказала сама судьба. Старчак вспомнил, что как раз в районе современного Юхнова, на восточном берегу реки Угры, великий князь Иван III покончил с татаро-монгольским игом. Именно здесь, у единственного моста через реку, в октябре 1941-го Старчак строил свою оборону.
«Естественно, что одна большая река - это Угра, мост через Угру, если его взорвать, то практически форсировать Угру не так просто. И вот именно здесь, на этом берегу, Старчак и его 430 человек, которых он возглавил, дали бой немцам», - рассказал Александр Сорокин, директор Военно-исторического музея (г. Юхнов).
Остановить врага предстояло практически голыми руками. У Старчака не было не только артиллерии - даже лопат.
«Они чуть ли не голыми руками копали и в пилотках песок оттаскивали в сторону, потому что лопат не было. Там несколько саперных лопаток всего было. И они использовали вот эти имеющиеся всякие канавки», - объясняет Галина Грин, исследователь боя на Варшавском шоссе 1941 года.
Командир уверенно набросал план обороны. Место, выбранное для обороны, и впрямь было выгодным. Обойти отряд с флангов противнику было бы трудно: справа и слева лес. К тому же десантники заминировали места, по которым могли пройти танки.
По мосту через Угру отходили разбитые под Ельней советские части. Старчак называл себя командиром Юхновского укрепрайона и требовал сдавать ему пулеметы, боеприпасы и исправные грузовики.
«Из тех разрозненных отступающих частей, которые выходили из окружения и отступали, собрать кого-то для того, чтобы здесь создать оборону, не представлялось возможным. Все они были деморализованы. Единственное, что удалось - это получить какое-то стрелковое оружие», - говорит директор Военно-исторического музея (г. Юхнов) Александр Сорокин.
В первый день обороны Старчаку удалось добиться успеха. 6 октября отряд отразил 4 огневых налета и столько же атак пехоты.
В этот день к Юхнову подошел последний резерв Ставки - сводный полк Подольских училищ. В его состав вошли 6-я рота пехотного училища старшего лейтенанта Леонтия Мамчича и артдивизион из курсантов-артиллеристов капитана Якова Россикова. 250 человек с единственной пушкой. Наспех подготовленные курсанты вышли в октябре на подмосковный рубеж в гимнастерках.
«Артиллеристы встали около моста, стали обстреливать. Но они были в прямой видимости, и немцы очень быстро попали в их грузовик со снарядами и лишили его 76-миллиметровой пушки, снарядов, им нечем стрелять дальше было», - говорит Галина Грин, исследователь боя на Варшавском шоссе 1941 года.
Двое суток отряд держал оборону на Угре. На следующий день, 7 октября, на командный пункт Старчака прибыл броневик в сопровождении мотоциклистов. Командира вызывали в штаб. Старчак не знал, чего ждать. И вдруг, зайдя в штабной автобус, увидел перед собой командующего Резервным фронтом маршала Буденного.
«Семен Михайлович Буденный, когда ему доложили, что это горстка чуть больше 400 человек удерживала колонну, не пропускала туда, он был потрясен. Танки не пропустили, как же так? А они не имели пушек. Вы представляете, если бы пушки у них были. А у них только стрелковое оружие было», - рассказывает Владимир Немировский, начальник экскурсионно-методического отдела Музея истории ВДВ (г. Рязань).
Старчак надеялся, что командующий выделит ему подкрепление, а может, даже выдаст несколько танков.
«Он, когда увидел, там танки стоят, он Буденного просил: "А нельзя ли мне танки? Это же такая сила". Вот после его этих нескольких пулеметов. Буденный сказал: "Нет, я не могу, это не мои танки, они в распоряжении Ставки"», - объясняет Галина Грин, исследователь боя на Варшавском шоссе 1941 года.
Старчак был огорчен, но по дороге обратно придумал новую хитрость. Он приказал снять с грузовиков глушители. Несколько часов они в темноте ездили вдоль позиций Старчака, изображая танки. Рев моторов всполошил немцев, они отступили.
Но радость Старчака длилась недолго. Бойцы, которые вернулись из разведки, доложили: немцы сходят с шоссе и направляются отряду в тыл. Оставаться на Угре не было смысла. И Старчак, взрывая за собой все мосты, отвел бойцов восточнее, на берег реки Изверь. Немцы четверо суток топтались на месте.
«В итоге они к Извери подошли только к ночи на девятое октября. Он целый день одними этими взорванными мостами от Стрекалово до Извери, он их задержал на сутки», - говорит Галина Грин.
Утром 9 октября фашисты попытались форсировать Изверь сразу в нескольких местах. После сильных огневых налетов два батальона пошли в бой плотными цепями, полагая, что все живое уничтожено. Бойцы Старчака подпустили их поближе и расстреляли из пулеметов. К трем часам дня стали поступать тревожные сведения с флангов: гитлеровцы готовились к переправе через реку выше и ниже моста. В тыл Старчака стали проникать мелкие группы автоматчиков и снайперов.
В отряде осталось 29 бойцов, которые не спали почти пять суток. Было ясно - долго сдерживать врага они не смогут. Десантники стали прощаться друг с другом. Но вечером в командный пункт подошли незнакомые командиры. Оказалось, сменить Старчака прибыла 17-я танковая бригада.
«Была вновь сформирована танковая бригада, но она была сформирована из остатков 48-й и 34-й танковых дивизий, которые с начала войны уже воевали. Причем там были ребята очень опытные», - рассказала Галина Грин.
Иван Старчак сдал свой пост танкистам на 180-м километре от Москвы. Он задержал продвижение врага на 5 суток. Этим суткам не было цены - Ставка смогла провести мобилизацию и создать под Москвой новый фронт.
«Он был одним из тех, кто, я считаю, наверное, предотвратил молниеносный прорыв противника именно к нашей столице. Он, подольские курсанты - вот эти все люди, они ценой собственной жизни останавливали противника. И не известно, что бы было, если бы они не заняли этот рубеж», - считает методист Государственного музея обороны Москвы Кирилл Дряннов.








Комментарии

  1. Это удивительной смелости и отваги был человек. Спасибо автору за такую интересную статью!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий